Р. Мэй. СМЫСЛ ТРЕВОГИ

Ниже мы рассказываем о самых увлекательных случаях с пациентами Фрейда. Матильда Шлейхер Матильда Шлейхер была одним из первых пациентов Фрейда, когда он в году начал свою практику в качестве"нервного доктора". Шлейхер была музыкантом, а серьёзные проблемы у неё начались после того, как её бросил жених. Она всегда была склонна к мигрени, а после того, как она потеряла контроль над своим психическим здоровьем, женщина впала в глубочайшую депрессию. Её отправили к Фрейду на лечение, и он начал серию гипнотерапии. Всё стартовало в апреле года. К июню Матильда вышла из депрессии и была так благодарна за оказанную ей помощь, что подарила Фрейду красивейшую подписанную книгу для записей. Однако, спустя месяц её депрессия превратилась в манию и бессонницу.

Часть 3. Теория и практика клинического психоанализа

Фрейда страх подразделяется на два вида: Источником страха выступает Сверх-Я Идеал-Я. Разумеется, ранний психоанализ различал рациональный страх страх перед какой-то опасностью и иррациональный страх, являющийся следствием нереализованных жизненных стремлений и проявляющийся как способ функционирования супер-эго. Он проводит различие между невротическим и реальным страхом. Для этого Фрейд вводит понятие опасности.

Оказывается, страх имеет отношение не только к неврозу, но и к опасности.

Зигмунд Фрейд не разделяет четко страх и боязнь, хотя он . Через нее говорит человек, который заявляет о самом себе: «Я не.

И человек всю свою жизнь мечется между двумя этими страхами. Являемся ли мы"фрейдистами" или нет себя, например, я не мог бы назвать фрейдистом , мы все живем в постфрейдовскую эпоху. Он задал тон для глобальных изменений в нашей культуре: Его концепция бессознательного бесконечно расширила представления каждого современного человека. Она не только породила психоанализ, но изменила наши взгляды на медицину, психологию и этику. Ни одна общественная наука не обошлась без его влияния. Поэтому всем нам — не имеет значения, согласны мы с Фрейдом или нет, — важно познакомиться с развитием его представлений.

Фрейд стоит в одном ряду с теми исследователями человеческой природы девятнадцатого века — сюда же можно отнести Кьеркегора, Ницше, Шопенгауэра, — которые снова обратили внимание на иррациональные, динамические,"бессознательные" аспекты личности 1. На эти стороны личности обращали слишком мало внимания, их в значительной степени подавляли, поскольку со времен Возрождения западное мышление ориентировалось на рационализм см.

Хотя у Кьеркегора, Ницше и Фрейда были свои особые мотивы для критики рационализма, их объединяет одно общее убеждение в том, что современное мышление упускает из виду какие-то элементы, без которых невозможно понять человека. Иррациональные корни поведения человека не принимались тогдашними учеными во внимание или же приписывались так называемым инстинктам.

В этом свете становится понятнее протест Фрейда против современной ему медицинской науки, пытавшейся объяснить тревогу с помощью"описания нервных волокон, по которым распространяется возбуждение".

Объективная тревога возникает в ответ на реальные опасности окружающего мира. В основном это синоним страха. Она может ослаблять способность человека эффективно справляться с источником опасности.

Но существует страх другого рода – метафизический, предмет которого не и мы будем слушать; но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть. Как и Кьеркегор, Фрейд подчеркивает амбивалентную природу страха и.

Психология В чем причина страха? В году после 30 лет кропотливых исследова ний и клинических наблюдений основатель психо анализа Зигмунд Фрейд сделал странный вывод, который и по сей день не принимают ни психологи, ни врачи - вывод, состоящий в том, что у страха вообще нет никакого объекта. Однако ни у кого не возникает сомнений, в том, что страх действительно существует, как говорит сам Фрейд в той же работе,"страх - это всегда нечто ощутимое" и недвусмысленное, чувство страха нас никогда не обманывает.

Начиная с года, то есть с момента рождения психоанализа, вопрос о страхе оставался и остаётся в центре внимания практикующих аналитиков, которые за это время, конечно, не пришли к единому и окончательному решению этого вопроса. Зато сумели задать его таким образом, чтобы дать повод для дальнейшего размышления, а не поставить в нём точку. Психоанализ различает страх и фобию боязнь.

бояться можно темноты или пауков, уколов или серебристых питонов с острова Суматра, а вот причина страха нематериальна; страх вызван не тем или иным объектом или событием, а неизвестной опасностью,"которую ещё предстоит обнаружить". Когда мы имеем дело со страхом, то нельзя однозначно сказать, чего именно мы боимся, поскольку возникает он безо всякой видимой причины.

Тем не менее, это не значит, что причина отсутствует вовсе, и никакого спасения от страха не существует. В отличие от фобии, страх не выполняет никакой позитивной охрани- тельной или предупредительной функции. Если фобия напоминает об объекте опасности, от которого нужно либо защищаться, либо нападать на него, либо спасаться бегством, то есть активизирует наш потенциал и заставляет принимать правильное решение, то страх, напротив, являет полный ступор,"беспомощность перед лицом опасности".

Он парализует нашу волю, вводит в оцепенение тело, и не позволяет верно оценить ситуацию и принять правильное решение, а в ряде случаев ставит под угрозу и саму жизнь. Этот механизм хорошо известен голливудским режиссёрам, которые заставляют героя стоять соленым столбом именно в тот момент, когда на него на бешеной скорости несётся грузовик.

Психоанализ о страхе

Теория и методология психоанализ Глава 9. Реальный и невротический страх В своих лекциях по введению в психоанализ — Фрейд уделил особое внимание проблематике страха. В ней Фрейд провел различие между реальным и невротическим страхом, рассмотрел взаимоотношения между ними и обсудил различные формы страха, наблюдаемые в жизни человека. Прежде всего основатель психоанализа заметил, что реальный страх представляется человеку вполне рациональным и понятным, поскольку он является реакцией на восприятие внешней опасности.

Ранк говорил о страхе перед жизнью и страхе перед смертью. Фрейд пришел к выводу, что невротическая тревога - результат неудовлетворенных.

Я не исключаю ее полезность для специалистов других сфер деятельности и, сверх того, даже допускаю ее ценность для неспециалистов, но должен предупредить, что во всех перечисленных случаях ее восприятие, усвоение и использование требует особого, специфического склада ума, включающего в себя философский материализм с вытекающим из него атеизмом, разумную долю естественнонаучного цинизма в лучшем смысле этого слова и живую непосредственную детскую любознательность.

Я не знаю, как люди попадают на эту мировоззренческую платформу, но уверен, что лишь с нее стоит садиться в поезд, который называется тифоаналитической концепцией. Вера по причинам возникновения и механизмам функционирования близка к систематизированным монотематическим бредовым вариантам защиты личности от витальной несостоятельности — и поэтому практически никогда не поддается рациональной коррекции.

Потребность в любви как безусловной, бескорыстной и беззаветной заботе о ближнем то есть о себе может возникнуть лишь в субъективной схеме реальности голове такого ближнего, который ничем эту заботу не заслужил, не способен за нее заплатить и не способен позаботиться о себе сам. Настоящая любовь — это отношение человека к объектам и субъектам окружающей реальности, которые качественно удовлетворяют его человека потребности.

К сожалению, сегодня это редкость, и все большее количество цивилизованных людей печально едет по жизни в инвалидной коляске неразделенной любви, которую катит слепая на оба глаза вера, потряхивая облупившейся от старости погремушкой надежды. Может быть, это и так, хотя на самом деле мы собираемся исследовать здесь человека и его психику не просто в неразрывной связи с объективным миром, но, по сути, как нечто единое: Жизнь человека и его психика закономерны в той же степени, в которой закономерен и весь доступный нам мир.

Поэтому наша теория по своей природе противоположна и вере, и любой религии, и близким к ним по духу гуманистической психологии и психотерапии.

Тревога по Фрейду

О теории вины и тревоги Мои представления о сути таких явлений, как тревога и вина складывались постепенно в течение многих лет. На мой взгляд, не лишним будет более подробно остановиться на некоторых этапах развития этой теории. Размышляя над происхождением тревоги, Фрейд прежде всего выдвигал предположение о том, что тревога возникает вследствие непосредственной трансформации либидо.

Итак, Фрейд свел страхи Ганса к тайному вожделению собственной матери и Позже Ганс признавался, что просто не помнит то, о чем говорил с ним.

Во-первых, нет никакого кризиса. Помимо этого, он очень молод. Фрейд мертв лишь 35 лет. Нет таблеток, которые это лечат. Он должен говорить, рассказывать, объяснять самому себе. Фрейд определял это так: Психоанализ это царство речи, другого лекарства нет.

Глава 16."Оговорки по Фрейду"

Затем Бирд развил идеи, изложенные в ней, и написал обстоятельную монографию об открытой им болезни. Бирд считал, что неврастения — болезнь типично американская и вызывается особенностями американского климата и образа жизни, однако европейские врачи, проявившие большой интерес к открытию Бирда, обнаружили, что и в Старом свете аналогичное заболевание встречается достаточно часто. Понадобилось специальное научное исследование для того, чтобы пелена спала у людей с глаз и они наконец заметили, как много среди них появилось душ, вечно охваченных тревогой, не способных ни в чём найти успокоения.

Люди живут не так, как раньше. Они постоянно в напряжении, чем-то заняты, куда-то спешат.

Влечение к смерти (инстинкт смерти), или танатос (от др.-греч. — « смерть») Впервые понятие «влечения» Фрейд использовал в «Трёх очерках по теории сексуальности» (), при анализе . Обо всём этом одновременно и говорит метафора влечения к смерти — ибо влечение к смерти есть.

Скачать в архиве Введение Я собираюсь здесь и далее представить на суд читателей концепцию, которая может послужить определенным подспорьем специалистам прежде всего в сфере практической психологии и психотерапии. Я не исключаю ее полезность для специалистов других сфер деятельности и, сверх того, даже допускаю ее ценность для неспециалистов, но должен предупредить, что во всех перечисленных случаях ее восприятие, усвоение и использование требует особого, специфического склада ума, включающего в себя философский материализм с вытекающим из него атеизмом, разумную долю естественнонаучного цинизма в лучшем смысле этого слова и живую непосредственную детскую любознательность.

Я не знаю, как люди попадают на эту мировоззренческую платформу, но уверен, что лишь с нее стоит садиться в поезд, который называется тифоаналитической концепцией. Вера по причинам возникновения и механизмам функционирования близка к систематизированным монотематическим бредовым вариантам защиты личности от витальной несостоятельности — и поэтому практически никогда не поддается рациональной коррекции.

Потребность в любви как безусловной, бескорыстной и беззаветной заботе о ближнем то есть о себе может возникнуть лишь в субъективной схеме реальности голове такого ближнего, который ничем эту заботу не заслужил, не способен за нее заплатить и не способен позаботиться о себе сам. Настоящая любовь — это отношение человека к объектам и субъектам окружающей реальности, которые качественно удовлетворяют его человека потребности. К сожалению, сегодня это редкость, и все большее количество цивилизованных людей печально едет по жизни в инвалидной коляске неразделенной любви, которую катит слепая на оба глаза вера, потряхивая облупившейся от старости погремушкой надежды.

Может быть, это и так, хотя на самом деле мы собираемся исследовать здесь человека и его психику не просто в неразрывной связи с объективным миром, но, по сути, как нечто единое: Жизнь человека и его психика закономерны в той же степени, в которой закономерен и весь доступный нам мир. Поэтому наша теория по своей природе противоположна и вере, и любой религии, и близким к ним по духу гуманистической психологии и психотерапии.

Мы категорически отказываемся вырывать человека из единой ткани материального мира, равно как и рассматривать его как уникальное и неповторимое в любом отношении высшее творение.

Основные положения психоаналитической теории З.Фрейда

Детская психология Психоанализ О теории вины и тревоги Более ранние работы Мелани Кляйн содержат отчет о фазе садизма в его зените, через которую дети проходят во время первого годы жизни. В самые первые месяцы жизни ребенка и него имеются садистические импульсы, направленные не только против груди матери, но также против её тела внутри: Развитие ребенка управляется механизмами интроекции и проекции.

Эти образы, которые фантастически нарушают картину реальных объектов, на которой они основаны, устанавливаются не только во внешнем мире, но, посредством процесса инкорпорации, также внутри Эго.

И помогал пациентам преодолеть ее и побороть свои страхи. Фрейд Поэтому если бы Фрейд и говорил подобное, то делал бы сноску.

У Фрейда имеются не две, как многие привыкли считать, а три теории тревоги. Согласно первой теории, тревога является прямым следствием трансформации неудовлетворенного либидо. Вторая теория утверждает, что тревога, не только у детей, но и у взрослых, возникает тогда, когда Эго ощущает угрозу сепарации или потерю объекта в году Фрейд напрямую связал приступы тревоги у детей с переживанием отсутствия любимого человека: В году Фрейд выдвинул третью теорию тревоги, высказав идею о том, что тревога возникает тогда, когда Эго ощущает угрозу своей целостности описав это так: Подробнее я хочу остановиться на второй теории.

Фрейд отмечал, что в отличие от нормальной скорби, которая проживается преимущественно на сознательном уровне, патологическая скорбь развивается бессознательно. Меланхолия сопровождается самообвинениями, которые могут достигать даже уровня бредового ожидания наказания.

Дополнение фрейдовской теории невроза страха. Я напоминаю, что пришел к Фрейду от сексологии

Психоанализ страха Кратко о психоанализе страха. Страх рассматривается в психоанализе в различных теориях. Естественно, самое большое внимание, в рассмотрении теорий психоанализа, играет его родоначальник З. Фрейд Психоанализ понимает как источник страха акт рождения, при этом существует ряд неприятных впечатлений, которые и становиться прообразом смертельной опасности.

Отрывок из книги историка Яна Плампера об «Исследованиях истерии», идее страха и роли эмоций в психическом развитии ребенка.

Павлова Гюльнара Ревовна Иррациональный страх"Таков порок, присущий нашей природе: Это психическое состояние человека, связанное с мучительными переживаниями и вызывающее действия, направленные на самосохранение. Сегодня не будем говорить о реальных рациональных страхах. Для них в нашей быстро меняющейся жизни есть множество причин.

Поговорим о невротических страхах, иррациональных, которые появляются как сигналы о неизвестной опасности, исходящей от наших собственных инстинктов влечений , запретов, вины, потери, контроля, утраты, отделения, слияния, неизвестности и много другого. Фрейд говорил, что" бессознательное либидо отвергнутого представления появляется в форме страха". То, что когда-то представляло опасность и превзошло возможности психики человека ребёнка справиться, было подавлено, отброшено на периферию, не переработано психикой, не интегрировано в опыт, может возвращаться к человеку в течение его жизни в виде страхов.

Лакан говорил, что" то , что было отброшено и не принято внутрь душевного пространства, возвращается извне в форме страха". Страх - сигнал об опасности реальной или иллюзорной, воображаемой. страхи часто появляются не на"пустом месте", а после стрессовых ситуаций, потерь, утрат, болезней, потрясений, аффективных состояний. Обычно в психоаналитической терапии, проводя исследование, клиент находит причины своих иррациональных страхов, обычно в детстве, когда мир представлялся магическим, таинственным, неизвестным и неожиданным.

Повторяющийся навязчивый невротический страх на определённый раздражитель называется фобией.

Зигмунд Фрейд говорил...

Жизнь без страха не просто возможна, а совершенно доступна! Узнай как полностью избавиться от страха, кликни здесь!